СОШ №6 г. Мытищи
Тест "Портрет моей души"
Наша команда
Тест не годится для слишком маленьких детей. Он требует создания определенного философского настроя. Я вводила детей в медитативное состояние такими словами:  
- Давайте сядем и помолчим. Когда мы молчим и прислушиваемся к себе, мы становимся такими, какие мы есть на самом деле. Мы не притворяемся послушными, как на занятиях, не притворяемся обиженными, как с мамой, когда хотим добиться новой игрушки, не притворяемся злыми и смелыми, чтобы нас приняли в игру. Мы просто такие, какие есть, настоящие, честные. Скажите, что вы чувствуете?
           Ребенок:
           - Я слышу, как бьется сердце.
           - Да. Но не только. Вот я чувствую в груди что-то теплое, спокойное, как будто это место, куда можно спрятаться от всех, где тихо и хорошо.
           Дети:
           - Как будто там кто-то живет.
           - Кто же? Может быть, это наша душа? Как вы думаете, на что она похожа?
           Дети затрудняются ответить, и я продолжаю:
           - Мне кажется, она как сияющий цветок, который хочется защитить от ветра, снега и зла. Но это только для меня. Для кого-то из вас душа будет маленьким котеночком, или щеночком, или, может, могучим драконом. Возьмите волшебные карандаши
(восковые мелки) и нарисуйте то, что вы видите, когда думаете о себе. А потом раскрасьте весь лист акварельными красками, яркими, веселыми, или грустными, как вам хочется.
    Этот теплый свет в душе – наша индивидуальность, основа личности. Когда, подражая очередному кумиру, мы удаляемся от своего центра, на душе делается темно и скучно.
Не все дети чувствуют покой и умиротворенность, обращаясь внутрь себя. Некоторые испытывают раздражение, тревогу, желание скорее заговорить, чем-нибудь заняться. Почему? К 5-6 годам у человека накапливается достаточно много душевных травм, незаметных для взрослых. Врачи отмечают, что патологические, с асфиксией плода, роды приводят впоследствии к формированию негативных черт в характере и к отставанию в интеллектуальном развитии. Связь между этими фактами не механическая. Тяжелые роды воспринимаются маленьким человеком как доказательство того, что мир жесток, страшен, агрессивен. Отсюда всего шаг до идеи: я зря родился, лучше бы мне умереть. Это не осознается довольно долго, но проявляется в сложном характере, или слишком грубом, злом, или слишком робком, в подверженности хроническим болезням.
             Обычно дети рисуют светлый цветок на красном, синем или зеленом поле.
Некоторые – домик как символ убежища. На вопрос, кто живет в домике, отвечают: «мама и папа, бабушка, к которой уеду на каникулы».
При выраженной чувствительности, обидчивости домик оказывается без окон и дверей.
В одном случае в домике жила Баба-Яга. Это свидетельствует об агрессии, как внешней, так и внутренней, направленной на самого себя.
Некоторые дети испытывают явный дискомфорт при просьбе сосредоточиться на своем внутреннем "я". При выраженном внутреннем конфликте такие дети рисуют танки, самолеты и другое оружие как свидетельство того. что не собираются впускать в свой внутренний мир кого бы то ни было. А став взрослыми, зачастую навсегда теряют ключи от этого мира...