День четвертый. Появление Ванюши.
Одной из важных задач, стоявших передо мной и психологом на протяжении всего проекта, было создавать проблемные ситуации и наблюдать, как дети справляются с их разрешением. По условию игры, взрослых на Острове не было, поэтому прямо вмешиваться я не имела права. Моим орудием стал непослушный мальчик Ванюша, источник всевозможных неурядиц и конфликтов.
Тропический ливень залил наш лагерь. Дети принимают решение перенести стоянку в другое место. В джунгли отправился отряд разведчиков, вооруженных фонарем, компасом, копьем и топором. И вдруг они видят маленького плачущего мальчика (большая кукла, которую я озвучиваю).
Следует беседа с Ванюшей, дети берут его с собой в лагерь. Вечером мальчик капризничает, прочит рассказать ему сказку. Командир неохотно выполняет его просьбу. Но утром Ванюша отказался подчиниться командиру, увлек за собой других детей, дезорганизовав полностью игру. Перед отрядом встал вопрос: что делать?
Так командир отряда снова столкнулся с проблемой дисциплины. Легко управлять теми, кто слушается. А если каждый делает, что хочет, разбрасывая инструменты и создавая шум и хаос? Большинство детей в отряде – мальчики, воспитанные на американских мультфильмах и рекламных клипах. Их жестокость в процессе игры, пусть и «понарошку», меня не раз поражала. Базируется она, конечно, на отсутствии опыта, неспособности представить последствия своих поступков, неразвитой способности сопереживать. Поэтому мне приходилось через мальчика Ванюшу будить воображение детей. Что, если изгнанного командиром из отряда растерзают дикие звери? А стычки с угрозой «увольнения» происходили то и дело. Например, из-за права владеть оружием.
Появление Ванюши заставило детей проявить не только мужество, но и способность заботиться о другом, взяв на себя, тем самым, родительскую роль. Например, рассказывая Ванюше сказки на ночь. Это стало традицией, и каждый вечер заканчивался сказкой, которую рассказывал очередной ребенок. Надо сказать, что у наших ребят, благодаря предыдущему проекту «Лепная сказка», есть солидный опыт коллективного сочинения сказок. А теперь сказки авторские, и придумываются в процессе игры, без всякой подготовки.
Организованная деятельность:
Конструирование из бумаги: кепки от солнца.
Лепка игрушек для Ванюши (глина).
Подвижная игра» «Рыбалка»