СОШ №6 г. Мытищи
Хроники "Необитаемого острова". Часть первая.
Наша команда
День первый. Необыкновенное приключение начинается.
 
В сказках приключения героя начинаются с того, что родители куда-то уезжают, или он сам отправляется в странствия. Начало нашей истории подобно тому событию, что произошло с девочкой Элли из сказки «Волшебник изумрудного города».
…Однажды над Москвой пронесся ураган. Это случилось, когда дети были одни в детском саду. Вдруг здание сада поднялось в воздух и куда-то полетело! Девчонки завизжали, мальчишки стиснули зубы. Они не хотели быть плаксами. За окном мелькали клочья туч, перепуганные птицы и всякий мусор. Наконец ураган утих, и здание рухнуло на землю. Когда пыль улеглась, на поляну вышли по одному все ребята. Они были живы, никто не пострадал…
В живом эмоциональном рассказе воспитатель создает образ необитаемого тропического острова, на котором оказались дети. Сразу оговаривается, что взрослых там нет. Детям предоставляется независимость в исследовании пространства, решении задач выживания и обустройства на острове. Я вела записи происходящего, координировала действия детей, снабжала пищей их умы и фантазию. Главным правилом было не навязывать детям свои представления, а следовать за детскими образами.
В первый день выдвигаются лишь несколько простых вопросов: определить отношение каждого к случившемуся (кто-то испуган, кто-то воодушевлен); осмотреться на острове; обдумать вопросы питания.
Предварительно готовятся необходимые для игры атрибуты: кукольная посуда, обрезки ткани, веревки, игрушечные инструменты и оружие, детали деревянного конструктора, бросовый материал.
 
Организованная деятельность:
Просмотр фильма «Джунгли Амазонки» из серии ВВС.
Рассказ воспитателя о флоре и фауне джунглей.
Подвижная игра «Змея в зарослях».

Наша команда
День второй. Строительство жилища. Выборы командира.
 
Уже на второй день актуальным становится вопрос выбора командира отряда. Точнее, лидер выдвигается сам, обычно это самый активный и независимый мальчик. Если претендентов несколько, нужно обратить внимание детей на процедуру выборов путем голосования.
Другой задачей становится строительство шалаша. Дети имитируют рубку деревьев, зачистку от веток, транспортировку к лагерю и т.д. Здесь требуется определенный уровень организованности действий вне привычного контроля воспитателя.
Третья задача: отправить группу разведчиков на поиски воды. Походные фляги мы приготовили заранее.
Как добыть огонь? Дети предлагают разные способы, в нашей группе мы остановились на идее использования фокусирующей силы линз (тем самым повысив самооценку неуверенного в себе мальчика-очкарика).
Из среды мальчишек выделяется группа «рыцарей», которые готовы сопровождать девочек и защищать их от диких зверей.
Любимым способом добывать пищу для мальчиков оказывается охота. Девочки предпочитают собирать грибы, ягоды и фрукты. Желающих заняться рыболовством и сбором птичьих яиц гораздо меньше.
В группе устанавливается «шалаш» из подвижных модулей. Он должен быть закрыт со всех сторон, чтобы ребенок, спрятавшись внутри, чувствовал себя в безопасности. Детям очень важно иметь возможность уединиться. Особенно – проблемным детям.
Перед сном командир составляет список «дозорных» - тех, кто будет дежурить, защищая отряд от нападения хищников.
 
Организованная деятельность:

Подвижная игра «Проведи свой отряд».
Наша команда
День третий. Распределение обязанностей.
 
Работы в лагере много, поэтому каждый член отряда должен выбрать себе несколько «профессий». Получившие «распределение» дети дома готовят при участии родителей доклад на тему избранной профессии. Так, мы выбрали несколько охотников, мастера-оружейника, строителей, охранников, воинов, медсестру, гончара, повара, прачку. Медсестра впоследствии зачитала доклад о лекарственных растениях, мастер-оружейник – о старинных видах оружия, охотники – о фауне тропического леса, повар – о способах отличить ядовитые грибы и ягоды, и т.д.
Выявилось несколько детей, которые не смогли выбрать себе занятие, поскольку слишком тревожны и асоциальны. В дальнейшем мы старались вовлечь их, проводя индивидуальную работу и выделяя для них роли в психологических этюдах.
К этому моменту родители обеспечили отряд всевозможным игрушечным оружием: копьями, луками и стрелами, топорами, инструментами для строительства, палаткой, настоящими кокосами, походной посудой, компасом, мягкими игрушками-животными, магнитными рыбками и удочками, и многими другими атрибутами для игры.
Как поддерживать в отряде дисциплину? Что делать с нарушителями? Эти непростые вопросы встали перед командиром в полный рост. Вводится ритуал: командир трубит в рог, созывая собрание (дети садятся за столы). Обсуждается несколько предложений, потом проводится голосование. Для нарушителей вводится мера пресечения: временное «увольнение», когда виновник лишается играть в «Остров» вместе с детьми.
 
Организованная деятельность:
Беседа: «О необходимости дисциплины»
Доклад Артема К. «Оружие в древности»
Рисование: «Мы на острове»
Подвижная игра «Один в джунглях»
Практически все рисунки, выполненные в течение проекта, содержали элементы социометрии: рисуя людей, дети изображают себя и своих ближайших 
Наша команда
День четвертый. Появление Ванюши.
 
Одной из важных задач, стоявших передо мной и психологом на протяжении всего проекта, было создавать проблемные ситуации и наблюдать, как дети справляются с их разрешением. По условию игры, взрослых на Острове не было, поэтому прямо вмешиваться я не имела права. Моим орудием стал непослушный мальчик Ванюша, источник всевозможных неурядиц и конфликтов.
Тропический ливень залил наш лагерь. Дети принимают решение перенести стоянку в другое место. В джунгли отправился отряд разведчиков, вооруженных фонарем, компасом, копьем и топором. И вдруг они видят маленького плачущего мальчика (большая кукла, которую я озвучиваю).
Следует беседа с Ванюшей, дети берут его с собой в лагерь. Вечером мальчик капризничает, прочит рассказать ему сказку. Командир неохотно выполняет его просьбу. Но утром Ванюша отказался подчиниться командиру, увлек за собой других детей, дезорганизовав полностью игру. Перед отрядом встал вопрос: что делать?
Так командир отряда снова столкнулся с проблемой дисциплины. Легко управлять теми, кто слушается. А если каждый делает, что хочет, разбрасывая инструменты и создавая шум и хаос? Большинство детей в отряде – мальчики, воспитанные на американских мультфильмах и рекламных клипах. Их жестокость в процессе игры, пусть и «понарошку», меня не раз поражала. Базируется она, конечно, на отсутствии опыта, неспособности представить последствия своих поступков, неразвитой способности сопереживать. Поэтому мне приходилось через мальчика Ванюшу будить воображение детей. Что, если изгнанного командиром из отряда растерзают дикие звери? А стычки с угрозой «увольнения» происходили то и дело. Например, из-за права владеть оружием.
Появление Ванюши заставило детей проявить не только мужество, но и способность заботиться о другом, взяв на себя, тем самым, родительскую роль. Например, рассказывая Ванюше сказки на ночь. Это стало традицией, и каждый вечер заканчивался сказкой, которую рассказывал очередной ребенок. Надо сказать, что у наших ребят, благодаря предыдущему проекту «Лепная сказка», есть солидный опыт коллективного сочинения сказок. А теперь сказки авторские, и придумываются в процессе игры, без всякой подготовки.
 
Организованная деятельность:
Конструирование из бумаги: кепки от солнца.
Лепка игрушек для Ванюши (глина).
Подвижная игра» «Рыбалка»
Наша команда
День пятый. Охота на тигра. Первый больной.
 
Больше всего мальчики любят охотиться. Например, они ставят ловушки и, затаившись, ждут, пока пройдет тигр. Или отбивают нападение хищников на лагерь.
Тем временем девочки готовят в лагере еду. Одна из девочек не переставала возмущаться «кровожадностью» мальчиков и предлагала перейти полностью на растительную пищу.
Появились первые «больные» и у медсестры прибавилось работы. Здесь уместен рассказ воспитателя о необходимости соблюдать элементарные санитарные правила.
Игра в «Остров» продолжается и на прогулке: охотники должны быть сильными, ловкими. Поэтому они тренируются в меткости, в прыжках и беге, учатся стрелять из лука.
 
Сказка на ночь:  «Про тигренка»
Жил-был тигренок по имени Федя. Однажды он пошел в лес и заблудился. Тут он услышал такой страшный звук: «шшш-ш». Он испугался, но потом увидел, что это его друг тигренок Макс. Тогда они решили пойти за приключениями. Они взяли с собой палатку и все, что нужно. Но тут на Землю упал метеорит. Был такой взрыв, что тигрят унесло в космос, на Юпитер. К счастью, у них была с собой рация. Они сообщили на космический спутник, что попали в беду, и оттуда послали спасательный корабль. Космонавты вернули тигрят на Землю. Потом они нашли свою подругу-змею и стали жить в палатке вместе.
 
Организованная деятельность:
Доклад Сони «Лекарственные растения»
Рассказ воспитателя: «Как оказать первую помощь»
Математика: решение задач по мотивам охоты и собирательства.
Подвижная игра «Меткий охотник»