СОШ №6 г. Мытищи
Технология сказочного творчества
Основные приемы, используемые нами при сочинении сказок:
 
  • ·        Сочинение с опорой на известный сказочный сюжет, перенесение действия в наши дни. При этом на доске выкладывается схема базовой сказки. По мотивам сказки "Про Федота стрельца" дети придумали сказку "Федот-полицейский", а на базе сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка" - сказку "Волчьи ягоды".
  • ·        Сочинение с опорой на куклы-персонажи (Баба-Яга, Иван-царевич, Василиса Прекрасная, Змей Горыныч, звери и птицы). Для маленьких детей это единственный овзможный способ. Цикл сказок "Приключения Вани и его друзей" был создан именно так.
  • ·        Сочинение с опорой на два любых слова (существительное+существительное, существительное+глагол, существительное+прилагательное). По ключевым словам "банка" и "дедушка" была написана сказка "Дедушка в банке".
  • ·        Сочинение с опорой на набор карточек, выполненным по детским рисункам (Сказочные карты). Из стопки достаются наугад тир карточки, по ним составляется сказка.
  • ·        Сочинение с опорой на три случайно взятых предмета.
  • ·        Сказки-перевертыши, где Баба-Яга, к примеру, борется со злом. Такова сказка "Баба-Яга в Севастополе".
  • ·        Сказки, базирующиеся на придумывании волшебных свойств обычных предметов, вроде розовой шапки, что превращает надевшего ее в розу, или ложки, которая гоняется за ребенком, чтобы накормить его кашей.
  • ·        Сказки, начинающиеся с невероятного предположения. Например, а что, если бы однажды все взрослые превратились в игрушечных человечков из конструктора Лего?.. А игрушечные солдатики, наоборот, ожили бы и принялись воевать? Подобный мотив использован в сказке "Чудесные солдатики".
  • Сказки-трансформации снов, обычно неприятных, тревожащих ребенка. В процессе сочинения негативный эмоциональный заряд рассасывается, происходит своего рода психотерапия. Так были придуманы сказки "Мама-дерево" и "Страшный сон".
  • Сказки-трансформации образов бессознательного, всплывающих у ребенка в процессе фантазирования или рисования. Чисто психотерапевтический метод. По результатам проективного теста "Рисунок несуществующего животного", где выявилась дисгармоничность образа агрессивной "Зеленой птицы" одного из детей, была написана корректирующая сказка "Ледяная птица".
  • Индивидуальные сказки. Если в коллективной сказке отдельные психологические векторы суммируются, то при индивидуальном творчестве каждая сказка представляет собой чистую проекцию эмоционального и умственного состояния ребенка. Эти сказки обычно коротки и не представляют интереса в качестве литературного текста, но дают бесценную информацию психологу и педагогу.

Таковы основные приемы. которые используем мы на занятиях. Веселого и успешного вам сочинительства, друзья!