Пожалуй, нигде так ярко не раскрывается человек, как в своем литературном творчестве. Это касается и маститых писателей, и совсем юных авторов, как мои воспитанники. Сказка прямо отражает душу ребенка. Ее герой неизменно он сам, а сказочный конфликт перенесен из его жизни, правда, иногда в неузнаваемом виде.
Сказки написаны детьми 8 лет.
Самолетик
Жили-были бабушка и дедушка. Купила бабушка три яйца. Разбила одно, разбила другое, а третье не могла разбить. Ей помог дед. Они били, били, били…наконец забили яйцо, а из него вылупился самолетик. Самолетик спросил:
- Вы кто? – и улетел, потому что ему было страшно.
А баба с дедом скучали. Самолетику было стыдно, что он улетел, и он каждый день присылал письма. Но дед с бабой все равно скучали и плакали.
Прошло время, самолетик стал большим и вернулся. Но в это время у деда с бабой уже была внучка, а сами они улетели в Турцию отдыхать. И самолетик снова улетел.
Ластик
Жил-был мальчик по имени Ластик. Пошел он как-то прогуляться. Увидел старичка и помог ему перейти дорогу. А старик был волшебником и говорит:
- Загадывай одно желание.
А Ластик говорит:
- Можно, я буду всегда отдыхать?
Старичок не расслышал и превратил его в диван.
- Ну, я пошел, - сказал Ластик. А когда он пришел домой, то увидел вместо себя диван. А у него на столе была карта. Он взял ее и отправился в путь. За горой была палка. Он взял ее в руки – и стал человеком.
Человек в драконе
Жил-был на свете добрый дракон. Один раз дракон пошел поплавать. Когда он плавал, он случайно напился воды. Когда он хотел зажечь огонь, изо рта у него вылетела только вода. Дракон удивился:
- Ого, у меня не огонь, а вода!
- Ну и ну! – сказал кто-то.
Услышав чей-то голос, дракон от неожиданности упал в воду. А когда он очнулся, то прямо почувствовал, что он съел человека и сам сдох. И с тех пор никто в том месте не шумел, ни дракон, ни человек.
Сказки придуманы детьми 6 лет. Курсивом дана моя попытка интерпретации.
Сказка «Инопланетяне»
Жили-были два брата-инопланетянина. Они все время ссорились, до крови и кости. Один из них был убийца, он был огненный. Братья стали искать себе принцесс, и из-за них тоже ссорились. Наконец нашли двух принцесс, одна была русская, другая китайская, и говорила по-китайски. Но они ей дали волшебное зелье, и она стала русской.
Сказка отражает реальные отношения братьев в семье. А значит, потребность мальчика как-то этот конфликт разрешить.
Сказка «Цыпленок и звезда»
Жил-был один цыпленок. Ему захотелось научиться летать. Он учился-учился и стал человеком. Но люди требовали, чтобы он нес золотые яйца. Тогда мальчик-цыпленок убежал. Как-то раз он шел ночью по полю и вдруг увидел падающую звезду. Он подбежал и увидел звезду. У нее откололся уголок. Он заклеил звезду скотчем и они подружились. Звезда рассказала свою историю: она гуляла по небу, поскользнулась и упала. Так она оказалась на Земле. Звезда была волшебная. Она умела превращаться. Когда из курятника убежала курочка, и ее поймали волки, звезда сама превратилась в волка и унесла курочку обратно в курятник. Звезда помогала мальчику делать уроки, исправляла ошибки. Еще у мальчика было дома свое существо, монстр. Он принес его в школу и все удивлялись, какой страшный у него монстр.
Звезда и монстр – в сущности, одно и то же: идеальный друг-защитник, как конек-горбунок из сказки. Друг, благодаря которому ты станешь особенным, непобедимым. То, что он монстр, еще не значит, что он злой . Это нейтральная сила. А в каком-то приближении - даже образ Самости.
Сказка «Снегурка»
У бабы и деда была девочка. Они ушли из дома и оставили ее в холодильнике. Она оттуда вышла, прыгнула в костер, растаяла и превратилась в облако. Баба и дед стали плакать, а облако им говорит: «Не плачьте, зимой я снова к вам вернусь девочкой».
Сказка – простой пересказ мультфильма. Это не самая позитивная из русских сказок. Ее выбор не случаен. Девочку мучают страхи, неуверенность в себе, в своей нужности близким людям.
Сказка «Дед Мороз»
Жили-были папа, мама и ребенок. Они пошли в лес, и он заблудился. Потом его увидел Дед Мороз и повел в свой дом. Он сказал мальчику: зайди в восьмую комнату и возьми подарок. Мальчик долго искал эту комнату среди других номеров, потом нашел, и увидел там красный мешок с подарками. Он взял подарок и пошел в лес. Там его увидели волшебные птицы. Они приземлились на самолете и увезли мальчика к родителям.
Соединены сюжеты нескольких сказок, рассказанных ребенку ранее. Бедное воображение, зажатость. Страх перед занятиями по математике. Пассивность: герой сказки ничего, в общем, не делает, его спасают.
Сказка «Бабочка-любовь».
Жила одна бабочка, и она подружилась с жуком. Однажды она увидела красивый цветок, села, а цветок взял и захлопнулся как капкан. Бабочка позвала на помощь, и жук разрезал цветок и освободил бабочку. И тогда из цветка выпали муравьи. Они были шутники и притворились злым цветком.
Кто главный герой сказки, бабочка, жук или цветок? С кем отождествляет себя ребенок? Поскольку образ «злого цветка» уже всплывал в диагностическом рисунке девочки «Несуществующее животное», рискну предположить, что девочка – это цветок. Тогда бабочка и жук – близкие ей люди, вероятно, родители. Цветок хочет убить бабочку. Здесь очевиден комплекс Электры: дочка хотела бы заменить мать в отношениях с отцом. Но эта мысль так запретна, так запрятана, что и себе она вряд ли в ней признается. Поэтому «злой цветок» оказывается в итоге шуткой и рассыпается на тысячу муравьев.
Сказка «Инопланетянин»
Жил-был инопланетянин. Он искал друзей. Нашел одного красного с пупырышками, потом синюю змею с полосками, потом дракона черно-фиолетового, еще монстра синего с молнией на боку, и гиганта с дубинкой. У него набралось 20 друзей. Он отправился на свою планету Землю и с помощью космических кораблей стал атаковать Марс и Венеру. Потом он построил гостиницу, чтобы он и его друзья там жили. Еще он воевал с солнечными монстрами, они живут на Солнце. От войны на Солнце появилась трещина, и оно чуть не сломалось. Все друзья поздравляли его с победой над Солнцем и Марсом.
Сказка говорит о жажде побед и приключений,желании иметь могущественных друзей. Кто знает, может, это станет жизненной программой, и, став мужчиной, он окружит себя знаменитыми людьми.
Сказка «Рыцарь и вампиры»
Жил-был царь, у него было три сына, старший, младший и маленький. Однажды пришел рыцарь и стал сражаться с братьями. Он победил старшего, и второго тоже, и тогда младший Иван царевич сразился. Он победил этого рыцаря, и вдруг увидел, что это тетя. И он на ней женился. Но однажды его жену украли вампиры и выпили из нее всю кровь. А Иван царевич стал ее искать. Ему все подсказывали, даже Кот ученый. Наконец он ее нашел, убил всех вампиров, а своей жене дал воды напиться, и у нее прибавилось сил. Они уехали домой, и жили счастливо.
Смелость, активность, хорошее воображение, знание сюжетов разных сказок. Вампиры нынче популярны, что поделаешь.
Сказка «Лисички-сестрички»
Жила-была лиса. Она хотела подружиться с волком. Но он всегда был на работе. И лиса сказала: тогда я подружусь с медведем. Но он тоже был на работе. И тогда она познакомилась с ежиком. Она позвала ежика в гости и угостила чаем с конфетами.
Комплекс Электры по Фрейду: девочка копирует мать, но, не имея возможности вытеснить ее в отношениях с отцом, заменяет фигуру отца другими персонажами.
Сказка «Иван царевич и огненный дракон»
Жили-были дед и баба, был у них сын Иван Царевич. Баба умерла, а деда унес дракон. Иван Царевич пошел искать своего папу. Один знакомый орел перенес его в пещеру. Там было темно и мокро. Иван Царевич увидел что-то рыжее. Это был огонь дракона. Если посмотреть дракону в глаза, то умрешь. Иван Царевич знал об этом, он, не глядя, размахнулся и отрубил голову дракона, и спас своего папу. И они вернулись домой.
Странный образ: огонь среди темного и мокрого. Может быть, эта пещера символизирует материнское лоно, вообще материю, как косное, противопоставленное духу начало? Но если так, то мать – дракон. Патологическую зависимость от матери пора, наконец, разрушить, убить дракона. Так говорит сказка. Наяву он никогда не рисует маму, к которой мучительно привязан.
Сказка «Бермудский треугольник».
Жил-был царь. У него было три сына. Один поехал в чужую страну, попал в Бермудский треугольник и пропал. Второй тоже пропал. Ивана Царевича царь не хотел отпускать, но потом согласился. Иван Царевич сел на корабль, посреди моря нырнул с аквалангом. Он погрузился на дно и увидел там своих мертвых братьев, и множество кораблей и самолетов. Корабль, на котором плыл Иван Царевич, тоже потонул. Тогда Иван Царевич выплыл и оказался на острове. Через несколько дней его увидели моряки с другого корабля и взяли к себе. Он показал им дорогу в обход Бермудского треугольника, и вернулся домой к своему папе.
Герой демонстрирует смелость, желание исследовать мир. Он чувствует, что пора отделиться от родителей, к которым нежно привязан.
Сказка «Волки-белки»
Жили-были две девочки, одна старшая, другая младшая. Папы у них не было, а потом и мама умерла, и остались они одни. Пошли они как-то в лес. Тут их увидела лиса.
- Что вы делаете здесь, маленькие девочки? – спросила она.
- Мы идем кормить белочек волшебными орешками, - ответили сестры.
- Ну что ж, счастливого вам пути! – притворилась вежливой лиса, а сама побежала к волку и рассказала ему все. Тогда волк велел белочкам не брать у девочек угощение. Но белочки не послушались. Они съели волшебные орешки и превратились в добрых волков. Белочки всегда мечтали стать волками и быть сильнее всех. Эти волки подружились с девочками и стали их защитниками. Они защищали девочек от хищников и помогали искать еду. А девочки лепили для волков-белок игрушки из глины. Так они жили дружно.
Волк-белка – оксюморон, соединение противоположностей. Ребенок испытывает внутренний конфликт. Чувство беззащитности в опасном мире, страхи. Желание быть сразу и на стороне добра (белочки) и зла (волки).
Сказка «Иван Царевич»
Жил-был Иван Царевич. Однажды он пошел в лес и заблудился. И тут за ним погнался волк. Иван Царевич бежал-бежал, а волк его догнал и укусил. Иван Царевич стал звать на помощь. Тут пришли три богатыря и кулаками убили волка. А Ивана Царевича стали лечить, и он выздоровел.
Герой сказки, как и автор, демонстрирует трусость, пассивность, но и доброту: он ведь верит, что мир придет ему на помощь.
Сказка «Смешная лопата»
Жила-была смешная лопата. Она взяла какую-то корзину и пошла в лес за грибами. Тут ее увидела гремучая змея и подумала, что это человек. Она бросилась к ней и укусила. Но лопата железная, и ей ничего не было. Это лопата-мама, она ожила, а другие лопаты еще не превратились в живых. Папа у этой лопаты умер, а дети просто стоят в сарае с другими инструментами.
Бесчувственный, как деревяшка. Удобный инструмент. Именно эти сравнения приходят в голову при чтении сказки. Если ты бесчувствен, тебя не могут ужалить. Ты не испытываешь боли. Ребенок отождествляет себя с матерью. А от отца старается отделиться: «Он умер». Может быть, он слишком строг. Как бы то ни было, дисгармония в душе ребенка очевидна. Я спросила, что смешного в лопате. «Она понарошку упала и прилипла к паутине», - ответила девочка. Стать смешной, нелепой, чтобы избежать… чего?
Сказка «Баба-Яга»
Жила-была Баба-Яга. Однажды, когда она спала, пришел маленький злой мальчик и украл у нее метлу и ключи от избушки. Ключом он хотел запереть двери, чтобы Баба-Яга не выбралась наружу, но забыл это сделать. Затем он привязал спящую Бабу-Ягу скотчем к кровати и ушел домой. Бабе-Яге никто не мог помочь, потому что она жила одна. Она дотянулась до ножниц и разрезала скотч, и освободилась. Баба-Яга пошла искать мальчика, чтобы убить его. Но она искала его так долго, что устала, и, когда нашла, тихо забрала свою метлу и ключи, и вернулась в свою избушку.
Баба-Яга – архетип ужасной матери. Запереть, обездвижить давящую мать, забрать ее волшебную силу (метлу). И, несмотря ни на что, оптимизм: мальчик верит, что Баба-Яга не причинит ему вреда.
Сказка «Про тигренка»
Жил-был тигренок по имени Федя. Однажды он пошел в лес и заблудился. Тут он услышал такой страшный звук: «шшш-ш». Он испугался, но потом увидел, что это его друг тигренок Макс. Тогда они решили пойти за приключениями. Они взяли с собой палатку и все, что нужно. Но тут на Землю упал метеорит. Был такой взрыв, что тигрят унесло в космос, на Юпитер. К счастью, у них была с собой рация. Они сообщили на космический спутник, что попали в беду, и оттуда послали спасательный корабль. Космонавты вернули тигрят на Землю. Потом они нашли свою подругу-змею и стали жить в палатке вместе. Еще у них был живой корабль. Если протрубить в рог, он приплывает и катает тебя по морю и под водой, как подводная лодка.
Сказка «Баба-Яга»
Жила-была Баба-Яга со своим Дедом-Ягом, у него был длинный нос, а у нее загнутый. Однажды к их избушке прилетели злые мужики на вертолете. Они хотели забрать их к себе, зажарить и съесть. Тогда Баба-Яга и ее дед проглотили по сильной жвачке и стали сильными. Они победили мужиков, зажарили их и выбросили. Еще у Бабы-Яги был мальчик. Он узнал, что дракон забрал к себе девочку, съел сильную жвачку и освободил девочку, а дракона пожарил и съел, всего, даже ноги и хвост.
Съесть что-то, чтобы стать сильным - очень архетипический, частый в сказках мотив. Из той же серии и эпизод с драконом: стать сильным, как дракон, съев его. Если Баба-Яга - ужасная мать, то ее Дед-Яг, видимо, отец.
Сказка «Разные яйца»
Жила-была курочка. Она высиживала яйца. Из одного родился гусенок, из другого утенок, а из третьего цыпленок. Мама посмотрела, что дети не такие, и выгнала их, только цыпленка себе оставила. Те двое ушли в лес. Там их встретил волк. Но он был добрый и вернул их настоящим мамам: утке и гусыне. Потом они все выросли и стали папами. Цыпленок тоже стал папой, потому что ему не понравилось быть девчонкой, потому что папы главные.
Классическая сказка о детской ревности. Ребенок хотел бы вытеснить из семьи других "птенцов" и остаться у мамы единственным. Автор - девочка. Она хотела бы стать мужчиной, как папа, такой сильный и авторитетный.
Сказка «Зайчик»
Жил-был зайчик. Он был очень маленький. Все думали, что он плохой, а он был хороший. Он жил с мамой. Он слушался маму и никуда не уходил, когда ее не было дома. Мама кормила его морковкой. А потом у папы родился другой зайчик. Вот такая история (грустно вздыхает).
Ребенок страдает от распада семьи. Он чувствует себя слабым и виноватым (зайчик плохой). У его отца появилась новая семья, и мальчик боится, что его совсем вытеснят.
Сказка «Женитьба царя»
Жил-был царь. Он хотел жениться, и искал себе принцессу. Искал-искал, но не нашел. А в лес попала какая-то красавица. Он ее увидел и повел к себе во дворец, и женился.
Одна девочка пошла в лес. По дороге она встретила волка, но не стала с ним разговаривать, потом встретила лису, потом зайца, потом медведя и тоже не стала с ними разговаривать, потом встретила Деда-Мороза, и он дал ей подарков, и она вернулась домой.
Девочка и в жизни так же пассивна, как принцесса из сказки. Просматривается архетип Спящей принцессы, которая всю жизнь спит в ожидании прекрасного принца. Он ее разбудит и поведет во дворец. Как ни странно, иногда такие сказки сбываются.
Сказка «Кокосы»
Жили-были маленькие кокосы. Они жили одни, и им нечего было есть. Однажды их съели люди. Они их в животе кололи, и люди умерли. Тогда они выбрались наружу и спрятались под кроватью, потому что доктора хотели их убить. Они все лето сидели, и даже не знали, какое на улице время года. Потом они выросли и их съели. Потому что они людям не нравились.
Очень плохая сказка. В ней страх с большой буквы. Болезненно муссируется тема смерти. Не берусь судить, в чем тут дело, но ребенок в своем поведении очень невротичен, обидчив, неуверен в себе, в то же время упрям и своеволен. Думается, корни следует искать в семейных отношениях.
Сказка «Иван Быкович»
Жил-был Иван Быкович. Пошел он на охоту. Тут мимо бежал заяц. Иван Быкович схватил его за уши и спросил: «Кто за тобой гонится?» - «Волк!» - испуганно сказал заяц. Тогда Иван Быкович отпустил зайца, и он убежал далеко-далеко. А Иван Быкович поймал волка, принес его домой, разрубил и съел.
Сказка демонстрирует отсутствие воображения, поскольку построена из элементов известных мальчику сказок. Зато хорошо развито вербальное и логическое мышление. Автор явно физик, не лирик.
Сказка « Внучка Маша»
Жила-была Баба-Яга со своей внучкой Машей. Послала она Машу в лес за грибами, чтобы сварить грибной суп. Маша пошла и встретила зайца. Заяц попросил: «Спаси меня, пожалуйста, за мной гонится волк!» Тогда Маша вернулась домой, надела маску зайца и побежала прямо к ловушке. Волк побежал за ней и попался. А Маша поспешила в лес собирать грибы для бабушки.
Героиня сказки, придуманной на базе игры в «Необитаемый остров» - умная, смелая, ответственная. Такова она и в жизни. Чем-то мне напоминает Гермиону Грейнджер.
Сказка "Три поросенка", мальчику 4 года.
Жил-был поросенок Нуф-Нуф, он построил себе дом у волка во рту. Волк щелкнул зубами, дом сломался, поросенок выскочил и убежал. Поросенок Ниф-Ниф построил себе дом у лисы во рту. Лиса щелкнула зубами, дом сломался, поросенок выскочил и убежал. А поросенок Няф-Няф построил себе дом у медведя во рту. Медведь щелкнул зубами - и сам сломался, и превратился в коврик. Тогда другие звери тоже сломались и превратились в коврики: лисий коврик, волчий коврик, а на них играли поросята.
По ощущениям очень позитивная сказка. Из нее ясно, что ребенок знает много сказок, у него (отчасти поэтому) развито воображение, хорошая, богатая (для такой крохи) речь, оптимистическое мышление. Вообще гармоничный ребенок из хорошей интеллигентной семьи.