СОШ №6 г. Мытищи
Символика цвета в детском рисунке

Наша команда
Новая серия рисунков выполнена школьниками 1 класса. Рисунок девочки указывает на хорошие графические навыки, но самое главное - на хорошую, гармоничную семью. Ребенок изобразил себя в центре, между родителями. цвета выбраны яркие, правда, гамма холодновата. Говорит о спокойном характере и потребности в мирной обстановке вокруг.
Наша команда
Рисунок принадлежит девочке с явным художественным талантом. Ребенок в центре картины, между мамой и учительницей, которых держит за руку. Это говорит о высоком уровне доверия к учителю. На рисунке домашние питомцы, которых девочка воспринимает как членов семьи. Семья девочки изображена в виде эльфов и отличается по стилю от фигуры учителя. Значит, в семье своя атмосфера, особенная, утонченная, которой девочка дорожит. Папа изображен особняком и держит в руках ветку осенних красных листьев. Их цвет контрастирует с синим платьем учительницы. Прекрасный гармоничный рисунок. отражающий мир в семье и в душе ребенка.
Наша команда
Пример 1. Мальчик, 6 лет.
Мальчик изобразил себя между отцом и братом, мама стоит чуть поодаль. Рядом с ней красивый, яркий цветок. Судя по размеру, брат авторитетнее и важнее для автора, чем мама и, тем более, папа, который изображен на краю листа и совсем маленьким.
Цветовая гамма яркая, солнечная, значит, ребенок воспринимает свою семью как гармоничную, счастливую.
Справа, в зоне будущего, мама и чудесный цветок. Может быть, ребенок надеется на большую душевную близость с мамой.
В рисунке много красного цвета: тревога, эмоциональное напряжение, которое испытывает в настоящий момент ребенок.
Наша команда
Пример 2.  Мальчик, 6 лет.
 В рисунке использованы преимущественно красный, черный и коричневый цвета. Черный - цвет депрессии. Красный - агрессии. Синий, холодный цвет, использован один раз при изображении "комнаты бабушки". Ребенок стоит у стола, между ним и остальными членами семьи довольно большое расстояние. Это говорит о разобщенности, одиночестве мальчика в семье. Отец нарисован спящим, мальчик как бы постарался обезвредить его, поместив подальше, на диване. На вопрос, что такое черное нарисовано на голове у двух членов семьи, ответил: "это шлемы". Видимо, чтобы защищаться от вербальной агрессии. Сперва ребенок не хотел рисовать себя, оговариваясь, что он "в комнате у бабушки", потом все-таки нарисовал. Это снова указывает на конфликт, как в восприятии себя, так и в семейных отношениях. Все фигуры людей нарисованы без пальцев, которые символизируют способность вступать во взаимодействие с людьми.
Рисунок оставляет ощущение тревоги, неблагополучия.
Наша команда
Пример 3. Девочка, 6 лет.
Первое, что бросается в глаза - слабые графические навыки. Изображена многчисленная семья девочки, сама она справа. Между ней и фигурой мамы - высокое треугольное существо. При расспросах выяснилось, что это - кузнечик, которого зовут Лось. Он ловит людей и относит их к великану в нору, который их поедает. Сам кузнечик больше человека и поедает автомобили. Вот такой "фантом" проявился при рисовании обычной семьи. 
О чем это говорит? Ребенок чувствует себя отвергнутым, недостойным своей семьи. Его лицо и руки заштрихованы черным. Руки - способности. Возможно, планка притязаний, выставленная родителями, слишком высока для ребенка.
Страшный кузнечик - проекция внутренних страхов. В какой-то мере эти страхи естественны: происходит нелегкая адаптация к новой группе детского сада.
Почему именно кузнечик? Неужели атавистический страх перед насекомыми дремлет в каждом человеке?
Наша команда
Пример 4. Девочка, 5 лет.
Прекрасный рисунок семьи. Яркие, сочные цвета радуют глаз. Все члены семьи стоят близко друг к другу, детали лица и тела хорошо прорисованы, под ногами твердая опора. Домик тоже добротен, с окнами на каждого члена семьи и дверью (видна ручка).
Наша команда
Пример 5. Мальчик, 6 лет.
Обращают на себя внимание две детали: синее и зеленое лица родителей, и фигура ребенка, который, по словам автора, "другой". Где находится "семья", неизвестно, сверху висят гирлянды. Может быть. это музыкальный зал, украшенный к празднику. Ребенок не отождествляет себя с мальчиком на рисунке. Может быть, потому, что родители - в разводе. Нарисованная семья - идеальная, когда папа и мама вместе. Но этого нет, мальчик осознает это, поэтому рисует "другую семью", где все хорошо.
Наша команда
Пример 6. Мальчик, 6 лет.
На рисунке изображена кухня: холодильник, мальчик подметает, помогая маме. Выразительнее всего, конечно, фигура отца в черной одежде, с пистолетом и красным горящим глазом. Голова его не слишком похожа на человеческую. Комментарии здесь излишни.
Наша команда
Мне подумалось, может быть, в тот день у мальчика такое было настроение, отразившееся в рисунке? Но нет, через несколько дней он снова нарисовал отца схожим образом. Поединок с зомби. С первого взгляда трудно разобраться, чем отличаются две фигуры на рисунке. Оказывается, папа - тот, который больше и с двумя пистолетами.