«» –
Финальный этап, 29 марта 2015 года 6 класс
1. Натуральное число называется палиндромом, если оно не изменяется при выписывании его цифр в
обратном порядке (например, числа 4, 55, 626 – палиндромы, а 20, 201, 2015 – нет). Представьте
число 2000 двумя способами в виде суммы двух палиндромов.
2. Пятерых детей выстроили в шеренгу и раздали им 40 конфет. У детей, сто- ящих слева от Данила –
35 конфет, справа от Люды – 23, слева от Максима – 30, справа от Саши – 32 конфеты. Пятого ребенка
зовут Валя. Сколько конфет может быть у неё? (Ответ объясните.)
3. В шестизначном числе первую и последнюю цифру заменили звёздочками
*2015*. Известно, что число делится на 72. Восстановите число.
4. Склеенный из двух единичных кубиков прямоугольный брусок 1 × 1 × 2 пе- рекатывают (через ребра)
по клетчатой доске 20 × 15. Можно ли прокатить его так, чтобы каждую клетку брусок покрыл ровно
один раз? (Нельзя выходить за границы доски.)
5. Два мальчика живут в селах, между которыми по прямой трассе 90 км, а их тётя – ровно посередине
между ними. Тётя пригласил мальчиков в гости. У неё есть мопед, скорость которого 40 км/ч, а с
пассажиром – всего 30 км/ч. Все стартуют одновременно: ребята выходят пешком со скоростью 5 км/ч, а
тётя выезжает на мопеде, по очереди подбирает мальчиков на трассе и подвозит их. Как им всем
собраться у тёти не позднее, чем через 4 часа после старта?
http://olimpiadakurchatov.ru
«» –
Финальный этап, 29 марта 2015 года 7 класс
1. Пятерых детей выстроили в шеренгу и раздали им 111 конфет. У детей, сто- ящих слева от Данила –
96 конфет, справа от Люды – 57, слева от Максима – 69, справа от Саши – 75 конфет. Пятого ребенка
зовут Валя. Как зовут того, кому досталось больше всего конфет, и сколько у него конфет?
2. Можно ли какой-нибудь клетчатый квадрат разрезать по границам клеток на две фигуры одинакового
периметра так, чтобы в одной фигуре клеток было ровно в 4 раза больше, чем в другой?
3. Ученику дано число x, записанное как обыкновенная дробь со знаменате- лем 7. Он вычислил три
новых числа 2x, 3x и 4x. Каждое из трех новых чисел ученик округлил до ближайшего целого и
результаты сложил. Получилось 100. Найдите x. (Число округляется в меньшую сторону, если его
дробная часть меньше 1/2, и в большую, если дробная часть больше либо равна 1/2.)
4. В прямоугольном треугольнике ABC провели биссектрису AL и отметили на гипотенузе AB такую точку
K, что AB = 3BK. Оказалось, что угол ALK – прямой. Докажите, что AL = BL.
5. Вначале на каждой клетке шахматной доски 8 × 8 стоит по одной шашке – они считаются столбиками
из одной шашки (а в процессе игры будут образо- вываться столбики и из нескольких шашек). За один
ход разрешается переста- вить любой столбик ходом ферзя: по вертикали, горизонтали или диагонали на
столько клеток сколько в нем шашек (то есть, столбик из одной шашки хо- дит на соседнюю клетку, из
двух шашек – прыгает через клетку и т.п.). Если столбик попал на непустую клетку, он ставится на
верх стоящего там столби- ка и объединяется с ним. Можно ли за 63 хода собрать все шашки на одной
клетке?
http://olimpiadakurchatov.ru
«» –
Финальный этап, 29 марта 2015 года 8 класс
1. Можно ли какой-нибудь клетчатый квадрат разрезать по границам клеток на две фигуры одинакового
периметра так, чтобы в одной фигуре клеток было ровно в 8 раз больше, чем в другой?
2. Делитель натурального числа называется собственным, если он не равен са- мому числу и 1. Найдите
все такие натуральные числа, у которых самый боль- шой собственный делитель на 5 больше куба самого
маленького собственного натуральный делителя.
3. В выпуклом четырехугольнике ABCD провели серединные перпендикуляры к сторонам AB, BC и CD.
Внутри четырехугольника эти перпендикуляры не пересеклись. Точки пересечения этих перпендикуляров
разбили сторону AD на 4 равные части. Докажите, что AD ∥ BC.
4. Ученику дано число x, записанное как обыкновенная дробь с однозначным знаменателем. Он вычислил
три новых числа 2x, 4x и 5x (все они оказались не целыми и не полуцелыми). Каждое из трех новых
чисел ученик округлил до ближайшего целого и результаты сложил. Получилось 120. Найдите x. (Чис- ло
округляется в меньшую сторону, если его дробная часть меньше 1/2, и в большую, если дробная часть
больше либо равна 1/2.)
5. Вначале на каждой клетке шахматной доски 8 × 8 стоит по одной шаш- ке – они считаются столбиками
из одной шашки (а в процессе игры будут образовываться столбики и из нескольких шашек). За один ход
разрешается переставить любой столбик ходом ладьи: по вертикали или горизонтали на столько клеток
сколько в нем шашек (то есть, столбик из одной шашки ходит на соседнюю клетку, из двух шашек –
прыгает через клетку и т.п.). Если стол- бик попал на непустую клетку, он ставится на верх стоящего
там столбика и объединяется с ним. Можно ли за 63 хода собрать все шашки на одной клетке?
http://olimpiadakurchatov.ru
«» –
Финальный этап, 29 марта 2015 года 9 класс
1. Делитель натурального числа называется собственным, если он не равен самому числу и 1. Найдите
все такие натуральные числа, у которых самый большой собственный делитель отличается на 3 (в ту или
другую сторону) от куба самого маленького собственного делителя.
2. Можно ли какой-нибудь клетчатый квадрат разрезать по границам клеток на две фигуры одинакового
периметра так, чтобы в одной фигуре клеток было ровно в 8,5 раз больше, чем в другой?
3. Ученику дано число x, записанное как обыкновенная дробь с однозначным знаменателем. Он вычислил
три новых числа 5x, 7x и 9x (все они оказались не целыми). Каждое из трех новых чисел ученик
округлил до ближайшего целого и результаты сложил. Получилось 50. Найдите x. (Число округляется в
мень- шую сторону, если его дробная часть меньше 1/2, и в большую, если дробная часть больше либо
равна 1/2.)
4. На медиане CM треугольника ABC выбрана такая точка D, что 2CD = 1 AB.
Прямая BD пересекает сторону AC в точке E. Докажите, что если DE =
угол BMC = 120◦.
2C , то
E
5. Вначале на каждой клетке шахматной доски 8 × 8 стоит по одной шаш- ке – они считаются столбиками
из одной шашки (а в процессе игры будут образовываться столбики и из нескольких шашек). За один ход
разрешается переставить любой столбик ходом ладьи: по вертикали или горизонтали на столько клеток
сколько в нем шашек (то есть, столбик из одной шашки ходит на соседнюю клетку, из двух шашек –
прыгает через клетку и т.п.). Если стол- бик попал на непустую клетку, он ставится на верх стоящего
там столбика и объединяется с ним. Можно ли за 63 хода собрать все шашки на одной клетке?
http://olimpiadakurchatov.ru
«» –
Финальный этап, 29 марта 2015 года 10 класс
1. Ученику дано число x: это обыкновенная дробь со знаменателем 9. Ученик вычислил три новых числа
2x, 4x и 5x, каждое из этих трёх чисел округлил до ближайшего целого и результаты округлений
сложил. Получилось 111. Найдите
x. (Число округляется в меньшую сторону, если его дробная часть меньше 1/2, и в большую, если
дробная часть больше либо равна 1/2.)
2. f (x) = x³ − 4x, g(x) = x³ − 4x² + 1. Докажите, что при любом a> 0 многочлен
af + g имеет не менее трёх различных корней.
3. Митя сложил все нечётные натуральные делители некоторого чётного числа N (включая единицу), а
Ваня сложил все чётные натуральные делители числа N (включая само число). Затем Ванину сумму
умножили на Митину. Может ли произведение быть квадратом натурального числа?
5. Вначале на каждой клетке доски 100 × 100 стоит по одной шашке – они счи- таются столбиками из
одной шашки (а в процессе игры будут образовываться столбики и из нескольких шашек). За один ход
разрешается переставить лю- бой столбик ходом ладьи: по вертикали или горизонтали на столько
клеток, сколько в нем шашек (то есть, столбик из одной шашки ходит на соседнюю клетку, из двух
шашек – прыгает через клетку и т.п.). Если столбик попал на непустую клетку, он ставится на верх
стоящего там столбика и объединяется с ним. Можно ли за 9999 ходов собрать все шашки на одной
клетке?
http://olimpiadakurchatov.ru
«» –
Финальный этап, 29 марта 2015 года 11 класс
1. Ученику дано число x: это обыкновенная дробь со знаменателем 9. Ученик вычислил три новых числа
2x, 4x и 5x, каждое из этих трёх чисел округлил до ближайшего целого и результаты округлений
сложил. Получилось 120. Найди- те x. (Число округляется в меньшую сторону, если его дробная часть
меньше 1/2, и в большую, если дробная часть больше либо равна 1/2.)
2. f (x) = x³ − 9x, g(x) = x³ − 5x² + 1. Докажите, что если b > 0, то у многочлена
f + bg есть не менее 3 различных действительных корней.
3. Митя сложил все нечётные натуральные делители некоторого чётного числа N (включая единицу), а
Ваня сложил все чётные натуральные делители числа N (включая само число). Затем Ванину сумму
умножили на Митину. Может ли произведение быть квадратом натурального числа?
4. ABCD – вписанный четырёхугольник, AB > CD, BC > AD. На сторонах AB и BC отмечены точки X и Y
так, что AX = CD и AD = CY . M – середина XY . Докажите, что угол AMC – прямой.
5. Вначале на каждой клетке доски 100 × 100 стоит по одной шашке – они счи- таются столбиками из
одной шашки (а в процессе игры будут образовываться столбики и из нескольких шашек). За один ход
разрешается переставить лю- бой столбик ходом ладьи: по вертикали или горизонтали на столько
клеток, сколько в нем шашек (то есть, столбик из одной шашки ходит на соседнюю клетку, из двух
шашек – прыгает через клетку и т.п.). Если столбик попал на непустую клетку, он ставится на верх
стоящего там столбика и объединяется с ним. Можно ли за 9999 ходов собрать все шашки на одной
клетке?
6. Для приготовления картофельного пюре повару Коле надо как можно быст- рее получить заданный
объём очищенной картошки. Не заботясь об экономии очисток, он из шарообразных картофелин вырезает
кубики, каждым взмахом ножа очищая по одной грани. Может ли он справиться с заданием быстрее при
той же частоте взмахов ножа, если будет вырезать какие-нибудь другие много- гранники? (Формально:
верно ли, что из всех многогранников, вырезаемых из данного шара, наибольшее отношение объема к
числу граней – у вписанного куба?)
http://olimpiadakurchatov.ru